Как научить детей беречь вещи?
Все мамы и папы любят побаловать своих малышей. В такой ситуации мы часто руководствуемся правилом: «Стараюсь ребенку дать то, чего у самой не было в детстве!» Любящие родители рано начинают дарить дорогие игрушки, надеясь, что маленький ребенок, понимая их ценность, будет дорожить ими и относиться соответственно. Но правильно ли мы поступаем, покупая ребенку все подряд по первой его просьбе? Как научить малыша ценить подарки? Об этом и другом расскажем далее в нашей статье.
Желание обеспечить ребенка всем необходимым является абсолютно нормальным. Но при этом следует понимать, является ли полезной и нужной определенная покупка, и как научить малыша ценить подаренное. Ведь в дальнейшем привить аккуратное и ответственное отношение к вещам будет очень трудно.
Дебора Макнамара, доктор психологических наук, в своей книге «Спокойствие, игра, развитие» четко дает понять, для чего нужны игрушки в раннем возрасте и почему так важна «свободная игра», не нацеленная на определенный результат. Книга развенчивает миф о том, что детей можно избаловать игрушками. «Ребенок развивается в игре, а не в работе. Ребенка нельзя разбаловать большим количеством игрушек или вниманием», – вот одна из главных мыслей, которую пыталась донести до нас автор.
Основными критериями при выборе детской игрушки должны быть качество, экологичность и безопасность. Игрушка должна приносить пользу для интеллектуального, эмоционального и физического развития вашего малыша. Важно, чтобы арсенал игрушек был разнообразен. Деревянный конструктор, кубики, пазлы, лего, набор посуды или инструментов, автотрассы или железные дороги будут побуждать ребенка развивать фантазию и новые виды деятельности. К тому же многофункциональные игрушки на долгое время могут заинтересовать детей. А тут и меньшая потребность постоянно покупать что-то новое, потому что то, что есть ужe надоело.
Почему же ребенок ломает купленные игрушки? Давайте рассмотрим несколько причин.
- ПОЗНАЕТ МИР ЧЕРЕЗ ИГРУ. Маленьким исследователям интересно, как устроена игрушка, что там внутри. Поэтому часто ребенок просто разбирает новенькую игрушку на запчасти. И делает это вовсе не потому, что игрушка ему не понравилась.
- НЕ ПОНИМАЕТ ЦЕННОСТИ ВЕЩЕЙ. Часто мы с грустью наблюдаем картину, как наш ангел безжалостно стучит недешевым подарком по полу или стене. Дело в том, что малыш еще не понимает значение «ценности вещей» в силу своего возраста. Поэтому, не мигнув глазом, забьет гвозди iPad-ом, если под рукой не будет молотка. Задача родителей: со временем познакомить ребенка с понятием "дорогая вещь" и привить соответствующее отношение.
- НЕ ХВАТАЕТ ВНИМАНИЯ. Случается, что дети ломают игрушки ради внимания. Они быстро понимают, что услышав подозрительный шум, мама или папа быстро оставят свои дела и придут посмотреть, что произошло. А если игрушку еще и «случайно» сломать, скорее всего взрослые найдут время на объяснение того, что так делать нельзя. А это уже общение, которого так не хватало малышу.
- НЕ УМЕЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЭМОЦИИ И СИЛУ. Как пример: ребенок пытается положить одну игрушку в другую, у него не получается, потому что моторика рук еще не настолько развита, чтобы сделать точное движение. Малыш сталкивается с несоответствием желания и результата. Прилагает лишние усилия, и вот - игрушка сломана. Для того, чтобы научиться дозировать свою силу, соотносить размеры предметов, должно пройти определенное время. Если у ребенка что-то не получается, и он начинает нервничать - предложите свою помощь.
4 шага, чтобы научить малыша ценить вещи:
- Учите на собственном примере, потому что дети очень часто копируют взрослых. У ребенка не может появиться привычка убирать и ценить вещи, если вы не следите за своими вещами. Говорите и показывайте, что одежда должна быть сложена, у игрушек должно быть свое место, обувь должна быть чистой. Со временем это все отложится в сознании ребенка. Правило должно действовать для всех членов семьи!
- Не покупайте сразу все, что захочет ребенок. Малыш должен понимать, чтобы получить желаемое нужно постараться: хорошо себя вести, не устраивать истерики и т. д. Если ребенок что-то попросил, обсудите и обдумайте целесообразность покупки вместе.
- Малыш учится беречь игрушки, если их немного. Меньшее количество игрушек отнюдь не значит, что он будет скучать. Если у девочки 15 кукол, то любимой, скорее всего, нет. Сегодня поиграла одной, забросила ее, потому что завтра можно взять другую. И мальчик не сильно расстроится, если одна из его многочисленных машинок сломается, так как еще есть целый автопарк. По мнению психологов, ребенку необходимы «любимые» игрушки. Они формируют глубокую привязанность к своим вещам и умение ценить то, что есть.
- Не спешите покупать новую игрушку, если старая сломалась. «Лечите» сломанные машинки, куклы и роботов вместе с ребенком, старайтесь донести, что игрушкам больно, если небрежно к ним относиться.
Какие игрушки не следует покупать?
- «не по возрасту» (они все равно не ускорят развитие вашего чада);
- потому что «модно» (могут совершенно не заинтересовать ребенка);
- взамен сломанной старой (так вы никогда не научите малыша ценить и беречь свои вещи);
- слишком дорогие игрушки в раннем возрасте (ребенок все равно не понимает, что такое ценность).
И не забывайте учить ребенка уважать вещи взрослых – ноутбуки, планшеты, телефоны – это «табу» для игры, и здесь должны стоять четкие рамки.
Обратная связь
Контакты
02002, г.Киев ул. Панельная, 5. ООО "Белла-Трейд"